Александр Заец: "Остается актуальным вопрос проведения в Украине единой недискриминационной политики в сфере религии" Печать
28.07.2010 18:47

Александр ЗАЕЦ – председатель правления «Института религиозной свободы», г.Киев

Специально для Религиозно-информационной службы Украины


Комментарий к Закону Украины «Об основах внутренней и внешней политики»: религиозный аспект

1 июля 2010 года Верховная Рада приняла Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики», который 15 июля подписал Президент Украины В. Янукович.

В соответствии с преамбулой указанного Закона им «определяются основы внутренней политики Украины в сферах возрождения государственности, развития местного самоуправления и стимулирования развития регионов, формирования институтов гражданского общества, национальной безопасности и обороны, в экономической, социальной и гуманитарной сферах, в экологической сфере и сфере техногенной безопасности, а также основы внешней политики Украины».

В статье 1 Закона подчеркивается, что «основы внутренней и внешней политики определяют принципы и приоритеты государственной политики в соответствующих сферах». В статье 2 указано, что «основы внутренней и внешней политики базируются на безусловном соблюдении Конституции Украины, обеспечении в Украине прав и свобод человека и гражданина и гарантировании прав и свобод, провозглашенных Конституцией Украины, на общепризнанных принципах и нормах международного права, … укреплении демократических основ общественной и государственной жизни, обеспечении верховенства права…». Среди принципов, на которых должна основываться внутренняя и внешняя политика, в частности указаны:
  • верховенство права, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, уважение к достоинству каждой личности;
  • открытость и прозрачность процессов подготовки и принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • уважение к правам человека и его основополагающим свободам.

Религиозный аспект

В Законе Украины «Об основах внутренней и внешней политики» есть ряд положений, имеющих отношения к религиозным правам и свободам.

Так, в соответствии со статьей 10 этого Закона основными принципами внутренней политики в гуманитарной сфере, касающимися свободы совести и вероисповедания определены:
  • возобновление полноценного диалога между представителями разных социальных и этнических групп, культур и религиозных конфессий;
  • обеспечение условий для формирования толерантного общества, гарантирование свободы совести и вероисповедания.
Следует отметить, что законодательные положения о «возобновлении полноценного диалога между представителями … религиозных конфессий» вызывают некоторое удивление с учетом того, что в Украине уже много лет активно развивается межконфессиональный диалог в различных форматах. В частности, это касается Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, Совета представителей христианских Церквей Украины, Украинского Библейского общества, Совета Евангельских Протестантских Церквей Украины и прочих межцерковных организаций, деятельность которых известна широкой общественности в стране и далеко за ее пределами.

Относительно аспекта «гарантирование свободы совести и вероисповедания», то сейчас остается актуальным вопрос проведения в Украине единой недискриминационной политики в сфере религии и по отношению к различным Церквям, как это определено действующим законодательством. Целью этого является устранение региональных отличий в политике в сфере свободы вероисповедания. Нужно помнить, что Конституция Украины гарантирует всем гражданам равные права, в том числе и в возможностях свободного исповедания своих религиозных взглядов. Потому реализация единой национальной политики в сфере обеспечения права на свободу вероисповедания является одним из наиважнейших обязательств государства в этой сфере.

Вместе с тем, важным остается вопрос возможного внесения изменений в законодательство о свободе совести и религиозных организациях в контексте плана законопроектных работ на 2010 год. По мнению Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций внесение соответствующих изменений должно происходить в следующем порядке: сначала принятие закона о Концепции государственно-конфессиональных отношений, а уж потом — доработка изменений к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях». По убеждению представителей конфессий, важной предпосылкой этого процесса должен быть устойчивый диалог между церквями и властью, а также широкая поддержка этих инициатив в Верховной Раде Украины.

В статье 10 Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики» еще одним из принципов определено «создание условий для консолидации общества на основе национальной системы духовных ценностей, в центре которой человек, его развитие, его права и свободы, максимальное удовлетворение его нужд».

В связи с этим появляется надежда на то, что с принятием Закона такая система ценностей будет сформирована соответствующими органами государственной власти, что позволит в будущем избегать таких досадных вещей, как пассивная поддержка представителями украинской власти бездуховных инициатив на уровне международных организаций (как например, результаты апрельской сессии ПАСЕ в этом году относительно «однополых партнеров» и т.п.).

Кроме того, пунктом 2 статьи 11 этого Закона к основным принципам в сфере внешней политики отнесено «создание благоприятных внешнеполитических условий для развития украинской нации, ее экономического потенциала, исторического сознания, национального достоинства украинцев, а также этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности граждан Украины всех национальностей». Заключительная формулировка является несколько измененным вариантом статьи 11 Конституции Украины.

Также в соответствии со статьей 5 указанного Закона к основным принципам внутренней политики в сфере формирования институтов гражданского общества отнесены:
  • усиление влияния объединений граждан на принятие общественно важных решений;
  • проведение регулярных консультаций с общественностью по важным вопросам жизни общества и страны.

В контексте этих основ Закона хочется надеяться на то, что в будущем соответствующие государственные органы власти будут более активно и действенно проводить консультации с общественностью в целом и с церквями и религиозными организациями в частности ради выработки решений по важным вопросам развития общества. Такие негативные примеры как игнорирование представителями власти позиции общественности относительно законодательных инициатив касательно мирных собраний, несовершенства законодательства о регистрации юридических лиц и другие должны уйти в прошлое.
 
 
Институт религиозной свободы, г.Киев 
www.irs.in.ua