Отчет Миссии ОБСЕ по оценке состояния дел с соблюдением прав человека в Крыму: свобода вероисповедания |
![]() |
![]() |
![]() |
18.09.2015 13:40 |
![]() ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ Бюро по демократическим институтам и правам человека и Верховный комиссар по делам национальных меньшинств Отчет Миссии по оценке положения в области прав человека в Крыму(6–18 июля 2015 г.)Извлечение о свободе вероисповедания Резюме 8. Требование о перерегистрации, установленное Россией для неправительственных организаций (НПО), СМИ и религиозных организаций, было, согласно сообщениям, направлено против тех, кто противился российскому правлению, и в значительной степени ограничивало свободу объединений, деятельность гражданского общества и количество независимых голосов в медиапространстве. 18. Пространство существования украинской культуры на территории незаконно аннексированного Крыма также сократилось. Культурные, религиозные и символические составляющие украинской идентичности были ограничены и/или подавлены посредством применения различных административных и правоохранительных мер. В Крыму широко распространено враждебное отношение к жителям Крыма, поддерживающим территориальную целостность Украины, демонстрирующим украинские государственные и культурные символы и открыто отмечающим важные для украинской культуры и истории даты. Рекомендации властям Российской Федерации и де-факто властям Крыма: Свобода собраний:
Свобода объединений:
1. Распространение российского законодательства и гражданства1.6. Национализация (экспроприация) частных предприятий и имущества 68. По словам крымских юристов, представителей НПО, жителей Крыма и ВПЛ, опрошенных HRAM, а также согласно сообщениям НПО, последовавшая конфискация государственного и частного имущества осуществлялась без предупреждения, выплаты компенсаций, законных оснований или возможности обжалования. В некоторых случаях конфискация осуществлялась силами «самообороны» или была явно направлена против представителей гражданского общества, организаций СМИ, национальных меньшинств или религиозных меньшинств [100]. 70. …Правительство Украины заявило о наличии тысяч фактов экспроприации частного имущества и предприятий у жителей Крыма или ВПЛ, являвшихся законными владельцами до аннексии полуострова [104]. Согласно результатам исследования, проведенного в Крыму информационным агентством «Ассошиэйтед Пресс», уже к декабрю 2014 года «тысячи частных предприятий были конфискованы у их владельцев с момента аннексии Крыма Россией». В подробном отчете о результатах исследования агентство указало на ряд применяемых в Крыму видов экспроприации, в том числе: «насильственное изгнание владельцев из их домов, зданий, ферм и других видов собственность, конфискованной под сомнительным предлогами или без всяких законных оснований; невыплата компенсации, предусмотренной Конституцией России; а также покушение на имущество, принадлежащее новостным агентствам, крымскотатарскому национальному меньшинству или Украинской православной церкви Киевского патриархата, или используемое ими». [105]
1.9. Перереєстрація релігійних організацій 88. Право на свободу мысли, совести, религии или убеждений является основополагающим правом, признанным международными договорами в области прав человека [135] и обязательствами перед ОБСЕ [136]. Это право включает в себя свободу демонстрировать свою приверженность определенной религии или убеждениям в составе общины, в том числе в рамках организаций, обладающих правосубъектностью [137]. Руководящие принципы относительно правосубъектности религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений, совместно опубликованные БДИПЧ и Венецианской комиссией Совета Европы, гласят, что: «Процедуры, предоставляющие религиозным общинам или общинам, придерживающимся определенных убеждений, доступ к получению статуса юридического лица, не должны предусматривать каких-либо обременительных требований», и что «законодательство не должно отказывать религиозным общинам или общинам, придерживающимся определенных убеждений, в получении статуса юридического лица на том основании, что среди учредителей общины есть иностранцы или неграждане, или что ее штаб-квартира находится за рубежом».[138] 89. Правовые организации религиозных общин также были обязаны пройти перерегистрацию в соответствии с российским законодательством с тем, чтобы продолжить свою организационную деятельность, в том числе аренду помещений, наем сотрудников или приглашение иностранных граждан для участия в их религиозной деятельности [139]. Примечательно, что только российские граждане имеют право регистрировать религиозные организации в качестве юридических лиц [140]. Первоначальный срок перерегистрации религиозных организаций, назначенный на 1 января 2015, был продлен сначала до 1 марта 2015 года, а затем до 1 января 2016 года в связи с тем, что религиозные организации сталкивались с трудностями при прохождении бюрократической процедуры подачи заявлений о регистрации [141]. 90. Согласно сообщениям, основной технической проблемой, с которой сталкивались религиозные организации, желавшие пройти перерегистрацию, были обширные требования к документации, отсутствие необходимых юридических знаний и длинные очереди [142]. Те организации, которые сумели подладиться под структуру своих религиозных общин, зарегистрированных в России, смогли воспользоваться упрощенной процедурой перерегистрации [143]. Однако те организации, которые впервые проходили регистрацию в соответствии с российским законодательством, согласно сообщениям, были обязаны предоставить дополнительную информацию, такую как доктрина организации и политические взгляды [144]. 91. На момент аннексии более 1400 религиозных общин были зарегистрированы в Крыму как юридические лица в соответствии с украинским законодательством, а 674 общин (в основном принадлежащих муфтияту) действовали неофициально, без регистрации [145]. До истечения первоначально установленного срока регистрации 1 января 2015 года по техническим причинам было отклонено 150 заявлений, в том числе все 20 заявлений от общины Свидетелей Иеговы. Также были отклонены заявления от католической общины, которая представила часть документов на украинском языке [146]. Российские власти сообщили, что в период с 1 января 2015 года и до истечения первого дополнительного срока 1 марта 2015 года перерегистрацию в соответствии с российским законодательством успешно прошли лишь 60 религиозных организаций (в том числе 9 общин) [147]. После истечения этого срока УВКПЧ сообщило о том, что заявления о перерегистрации подали менее 200 религиозных общин, и что на 8 мая 2015 года все также лишь 51 из них успешно прошли перерегистрацию (за исключением 9 религиозных общин). К 10 августа 2015 года на вебсайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации был опубликован список, состоявший из 53 местных религиозных организаций, зарегистрированных в Республике Крым и Севастополе (за исключением общин, зарегистрированных под эгидой московских юридических лиц с использованием упрощенной процедуры). [148] 1.10. Обобщение результатов 92. Период, последовавший за аннексией, характеризовался неизменным укреплением контроля со стороны де-факто правительства Крыма, в том числе путем оперативного применения новых и действующих законов Российской Федерации во всех сферах общественной и частной жизни в Крыму. Согласно имеющимся сведениям, жители Крыма, находившиеся во время аннексии в исправительных учреждениях или учреждениях социальной помощи, не имели возможности отказаться от автоматически присвоенного им российского гражданства. В результате распространения российского законодательства и гражданства на территории Крыма некоторые местные жители, которые хотели, но не могли отказаться от российского гражданства и получить статус постоянных жителей, или не желали брать российские паспорта, лишились возможностей для трудоустройства и доступа к социальным льготам. Это также привело к аннулированию их прав собственности и отмене регистрации частных предприятий, НПО, СМИ и религиозных организаций. В своем ежегодном отчете за 2014 год Уполномоченная по правам человека в Крыму отметила, что отсутствие российских паспортов создало проблемы жителям Крыма в плане трудоустройства и доступности социальных услуг, таких как: перерегистрация НПО и частных предприятий; кадастровые записи для осуществления сделок с имуществом; регистрация транспортных средств; и регистрация с целью соцобеспечения, включая пенсии и медицинское страхование.[149] 93. В соответствии с требованиями российского законодательства об обязательной перерегистрации юридических лиц процедуру перерегистрации успешно прошли не более 5 - 10 процентов от общего числа НПО, СМИ и религиозных организаций, которые ранее были зарегистрированы в соответствии с украинским законодательством. В некоторых случаях процедура перерегистрации была использована для того, чтобы исключить проукраинские организации и СМИ, что привело к значительному сокращению масштабов пространства гражданского общества, а также негативно сказалось на разнообразии взглядов. Европейский суд по правам человека постановил, что отказ или задержка в регистрации ассоциаций, в том числе при необходимости приобретения правосубъектности, могут являться нарушением свободы объединений. [150] 94. Руководящие принципы по свободе объединений, совместно опубликованные БДИПЧ и Венецианской комиссией, гласят, что «изменения в законодательстве об объединениях не должны автоматически влечь за собой требование о перерегистрации объединений». Однако даже если повторная регистрация необходима в исключительных случаях, когда планируется вступление в силу важных фундаментальных изменений, «если объединения не перерегистрируются, они должны иметь возможность продолжать свою деятельность, не считаясь при этом незаконными». [151] 95. Исключив деятельность тысяч НПО, организаций СМИ и религиозных организаций в Крыму (в том числе по причине гражданства их основателей) под предлогом требования об обязательной перерегистрации, де-факто власти открыли путь для нарушений прав и свобод, связанных со свободой объединений [152]. Как ранее отметили БДИПЧ и Венецианская комиссия, «свобода объединения тоже должна быть гарантирована – как инструмент, обеспечивающий всем гражданам возможность в полной мере пользоваться своим правом на свободу убеждений и свободу выражения мнения вне зависимости от того, осуществляются ли эти права индивидуально или в коллективном порядке». [153]
2. Гражданские и политические права2.1. Свобода выражения мнений 100. Как Украина, так и Российская Федерация обязались в рамках одних и тех же международных соглашений в области прав человека гарантировать свободу выражения мнений без дискриминации, включая право всех людей иметь собственное мнение, получать и передавать информацию без вмешательства со стороны органов государственной власти. 158 Свобода выражения мнений включает в себя право средств информации собирать, передавать и распространять информацию, новости и мнения.159 Свобода выражения мнений необходима для реализации многих других прав человека и основных свобод, в том числе: свободы мирных собраний; свободы объединений; свободы мысли, совести и религии; права на участие в общественных делах; и права принимать участие в культурной жизни. [160] 2.1.3. Свобода средств массовой информации 120. Несмотря на самоцензуру канала «АТР», 24 сентября 2014 года из Центра по противодействию экстремизму поступил запрос на имя генерального директора «АТР» с требованием предоставить различные сведения о телестанции и ее отдельных сотрудниках. В запросе упоминались жалобы, якобы полученные ФСБ от Роскомнадзора в Крыму и Севастополе и содержащие следующие обвинения: «Телеканал «АТР» изменил направление информационного контента данных СМИ и упорно закладывает мысль о возможных репрессиях по национальному и религиозному признаку, способствует формированию антироссийского общественного мнения, преднамеренно разжигают среди крымских татар недоверие к власти и ее действиям, что косвенно несет угрозу экстремистской деятельности». [195]
4. Положение общин национальных меньшинств 4.1. Крымскотатарская община 4.1.1 Органы самоуправления крымских татар 229. В апреле и мае 2014 года многолетний лидер крымскотатарского народа и бывший председатель Меджлиса Мустафа Джемилев и советник председателя Меджлиса, генеральный координатор агентства «Крымские новости» (QHA) Исмет Юксель были объявлены персонами нон грата с запретом въезда Крым сроком на пять лет. Третьего мая 2014 года Джемилев попытался въехать на территорию Автономной Республики Крым, но был остановлен на административной границе Херсонской области. В поддержку Джемилева и в знак протеста против запрета на его въезд собралось около 2 000 крымских татар. 230. Пятого мая 2014 года де-факто прокурор Крыма объявила предупреждение председателю Меджлиса Рефату Чубарову, уведомляющее его, что Меджлис может быть запрещен на основании причастности к экстремистской деятельности в связи с событием 3 мая. Пятого июля, когда Рефат Чубаров находился вне территории Крыма, де-факто прокуратура Крыма вынесла постановление о запрете ему на въезд на полуостров сроком на пять лет. 231. Период с начала июля 2014 года был ознаменован волной «профилактических бесед» со стороны де-факто службы безопасности, предупреждений де-факто прокуратуры Крыма, допросов и задержаний крымскотатарских лидеров и активистов, основным мотивом которых были экстремизм, членство и участие в деятельности радикальных религиозных организаций или участие в незаконных собраниях. В течение этого периода власти, де-факто осуществляющие контроль в Крыму, опираясь на широкое толкование антиэкстремистского законодательства в Российской Федерации, объявили несколько «антиэкстремистских предупреждений» организациям и активистам, связанным с Меджлисом. Давление усилилось в преддверии местных выборов, организованных де-факто властями в сентябре 2014 года, в особенности после того, как крымскотатарская община в большинстве своем откликнулись на призывы лидеров Меджлиса бойкотировать их. 4.1.2. Религиозные организации крымских татар 242. Давление, оказываемое на крымскотатарские религиозные организации, имеет четко выраженные периоды усиления и ослабления. С июня по сентябрь 2014 года де-факто крымские правоохранительные органы провели обыски в мечетях и медресе (исламских школах) на всей территории полуострова и подвергли допросам десятки крымских татар, подозреваемых во владении запрещенными материалами экстремистского характера или в принадлежности к запрещенным, согласно законодательства Российской Федерации, религиозным организациям, таким как «Хизб ут-Тахрир». Многие из этих обысков были проведены в мечетях и медресе, находящихся в ведении Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК). 243. Двадцать четвертого июня 2014 года ФСБ провела обыск в медресе в селе Кольчугино Симферопольского района [380]. Тринадцатого августа 2014 года также были проведены обыски в трех медресе в Симферополе, в образовательном центре на проспекте Победы, в женском медресе в Каменке и в медресе Сеит-Сеттар [381]. 244. Двадцать второго сентября 2014 года был проведен семичасовой обыск в мечети Дерекой в Ялте. 382 Против трех крымских татар – Руслана Зейтуллаева, Нури Примова и Рустама Ваитова – были выдвинуты обвинения в участии в экстремистских религиозных организациях по части 5 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации [383]. 245. После первоначальной волны облав, которые устраивались в религиозных общинах, подконтрольных ДУМК, власти изменили свой подход к ним. В январе 2015 Сергей Аксенов, де-факто глава Республики Крым, публично признал чрезмерный характер обысков в домах религиозных крымских татар. Также, 17 февраля 2015 года городской суд Евпатории постановил, что мечеть Джума-Джами в Евпатории принадлежит ДУМК и что недавно образованная группа, отколовшаяся от ДУМК и называющая себя «Таврический муфтият», не имеет на нее прав. Таврический муфтият был основан бывшим руководителем религиозной общины Джума-Джами [384]. В конце февраля 2015 ДУМК была официально зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрации религиозных организаций. 246. Изменение политики де-факто власти по отношению к ДУМК скорее всего объясняется тем, что председатель ДУМК муфтий Эмирали Аблаев занимает более умеренную позицию и, что важно, является членом Меджлиса. В последнее время он воздерживался от прямой критики в адрес властей, де-факто осуществляющих контроль в Крыму, и принимал участие в официальных собраниях, организованных де-факто властями. [385] 4.2. Украинская идентичность и культура 263. Данные переписи населения, проведенной де-факто властями в октябре 2014 года, показывают меньшее число этнических украинцев и лиц с родным украинским языком в Крыму по сравнению с данными переписи населения, проведенной правительством Украины в 2001 году. Доля этнических украинцев составила 15,68% по сравнению с 24,12% в 2001 году; украинский язык как родной указан для 3,3% населения Крыма по сравнению с 9,55% в 2001 году. Русский был указан в качестве родного языка для 79,7% этнических украинцев [402]. Собеседники HRAM заявляют, что де-факто власти исказили эти данные, чтобы показать, что этнические украинцы не составляют значительную часть населения Крыма, и оправдать дальнейшее ограничение доступа жителей Крыма к украинскому языку и культуре. Они также утверждали, что многие жители Крыма боялись указывать свою принадлежность к этническим украинцам. [403] 264. Будущее Украинской православной церкви Киевского патриархата остается неопределенным. Сообщается, что де-факто глава Крыма Аксенов обратился к архиепископу Клименту с таким предложением: если архиепископ Климент станет членом Совета по делам религий Крыма, то земля и собственность Украинской православной церкви Киевского патриархата в Крыму будут защищены. Часть недвижимости, законно арендуемой Украинской православной церкви Киевского патриархата была уже выставлена на торги [404]. Срок регистрации религиозных общин в органах де-факто властей был продлен до 1 января 2016 года. Требование регистрации также касается и Украинской православной церкви Киевского патриархата. 265. Вскоре после аннексии Крыма Российской Федерацией в 2014 году были захвачены несколько храмов на территории бывших украинских военных баз. Это были церкви Украинской православной церкви Киевского патриархата, например, Церковь святого Климента в Нахимовской военно-морской академии в Севастополе и греко-католическая церковь [405]. Как сообщалось, Киевский патриархат заявляет, что пятеро из десяти ее священников в регионе были вынуждены покинуть Крым. Греко-католические священники также покинули Крым после этих захватов храмов, опасаясь за свою безопасность. [406] 4.4. Резюме выводов 292. Крымские татары и украинцы, которые открыто поддерживают территориальную целостность Украины и не поддерживают де-факто власти, по-прежнему находятся в особо уязвимом положении. Меджлис – орган самоуправления крымских татар – стал основной мишенью для административных и уголовных репрессий со стороны де-факто властей. Запугивание, выдворение или тюремное заключение ключевых лидеров Меджлиса крымскотатарского народа имеет пагубное воздействие на осуществление политических и гражданских прав лиц, принадлежащих к крымскотатарской общине. Недавно де-факто власти ввели жесткие ограничения права на свободу собраний для лиц, принадлежащих к крымскотатарской и украинской общинам, которые открыто выражали свою идентичность и несогласие с незаконной аннексией Крыма Российской Федерацией. Происходит ограничение или подавление культурных, религиозных и символических составляющих украинской идентичности путем применения различных административных и правоохранительных мер. 293. Образование на украинском языке и преподавание украинского языка в Крыму радикально сокращается из-за давления на администрации школ, учителей, родителей и детей с требованием прекратить обучение на украинском языке и изучение украинского языка. Это может дополнительно ограничить присутствие украинского языка и культуры на полуострове. Образование на крымскотатарском языке и преподавание крымскотатарского языка продолжает сталкиваться с препятствиями и новыми проблемами, возникшими в результате аннексии, и по-прежнему нуждается в поддержке и возрождении. ___________________ 100. Интервью с ВПЛ из Крыма (Киев, 7 июля 2015 г.); интервью в НПО и правозащитниками в Киеве (9 июля 2015 г.); интервью с НПО в Одессе (10 июля 2015 г.). Опрашиваемые были осведомлены о фактах экспроприации гостиниц и заводов среди прочих предприятий. Подробный отчет о масштабах «национализации» имущества и предприятий с момента аннексии представлен в публикации УНЦПИ «Гражданство, земля и национализация собственности в условиях оккупации Крыма: дефицит прав» (3 июня 2015 г.), стр.11, Заключительный аналитический отчет, стр. 7. Также см. Украинский Хельсинский союз по правам человека, «Права человека на Украине – 2014 г.» (Харьков: 2015 г.), «Ситуация в АР Крым и права человека» (стр. 35–54), на стр. 47-49 («Крым: защита прав собственности»). Институт религиозной свободы, Киев |