Институт религиозной свободы, г.Киев

Отчет Миссии ОБСЕ по оценке состояния дел с соблюдением прав человека в Крыму: свобода вероисповедания PDF Печать E-mail
18.09.2015 13:40
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ
Бюро по демократическим институтам и правам человека
и Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

Отчет Миссии по оценке положения в области прав человека в Крыму

(6–18 июля 2015 г.)

Извлечение о свободе вероисповедания


Резюме

8. Требование о перерегистрации, установленное Россией для неправительственных организаций (НПО), СМИ и религиозных организаций, было, согласно сообщениям, направлено против тех, кто противился российскому правлению, и в значительной степени ограничивало свободу объединений, деятельность гражданского общества и количество независимых голосов в медиапространстве.

18. Пространство существования украинской культуры на территории незаконно аннексированного Крыма также сократилось. Культурные, религиозные и символические составляющие украинской идентичности были ограничены и/или подавлены посредством применения различных административных и правоохранительных мер. В Крыму широко распространено враждебное отношение к жителям Крыма, поддерживающим территориальную целостность Украины, демонстрирующим украинские государственные и культурные символы и открыто отмечающим важные для украинской культуры и истории даты.

Рекомендации властям Российской Федерации и де-факто властям Крыма:

Свобода собраний:

  • Обеспечить уважение и соблюдение прав всех лиц на организацию публичных собраний и/или участие в них с любыми мирными целями, особенно с целью празднования культурных, национальных или религиозных праздников на территории Крыма.
  • Воздержаться от введения излишних или несоразмерных ограничений права на свободу мирных собраний, в том числе в отношении времени, места проведения или содержания таких собраний.

Свобода объединений:

  • Позволить всем ранее действовавшим украинским СМИ, НПО и религиозным организациям беспрепятственно осуществлять свою деятельность в Крыму, не считаясь незаконными.
  • Продлить без всяких ограничений все сроки перерегистрации местных организаций (включая частные предприятия), ранее зарегистрированных в соответствии с украинским законодательством, и внедрить упрощенную процедуру перерегистрации без чрезмерных требований к заявителям.
  • Содействовать проведению консультаций со всеми местными организациями и юридическими лицами, желающими пройти перерегистрацию в соответствии с российским законодательством, с целью нахождения решений любых проблем, с которыми сталкиваются потенциальные заявители.

 

1. Распространение российского законодательства и гражданства

1.6. Национализация (экспроприация) частных предприятий и имущества

68. По словам крымских юристов, представителей НПО, жителей Крыма и ВПЛ, опрошенных HRAM, а также согласно сообщениям НПО, последовавшая конфискация государственного и частного имущества осуществлялась без предупреждения, выплаты компенсаций, законных оснований или возможности обжалования. В некоторых случаях конфискация осуществлялась силами «самообороны» или была явно направлена против представителей гражданского общества, организаций СМИ, национальных меньшинств или религиозных меньшинств [100].

70. …Правительство Украины заявило о наличии тысяч фактов экспроприации частного имущества и предприятий у жителей Крыма или ВПЛ, являвшихся законными владельцами до аннексии полуострова [104]. Согласно результатам исследования, проведенного в Крыму информационным агентством «Ассошиэйтед Пресс», уже к декабрю 2014 года «тысячи частных предприятий были конфискованы у их владельцев с момента аннексии Крыма Россией». В подробном отчете о результатах исследования агентство указало на ряд применяемых в Крыму видов экспроприации, в том числе:

«насильственное изгнание владельцев из их домов, зданий, ферм и других видов собственность, конфискованной под сомнительным предлогами или без всяких законных оснований; невыплата компенсации, предусмотренной Конституцией России; а также покушение на имущество, принадлежащее новостным агентствам, крымскотатарскому национальному меньшинству или Украинской православной церкви Киевского патриархата, или используемое ими». [105]

 

1.9. Перереєстрація релігійних організацій

88. Право на свободу мысли, совести, религии или убеждений является основополагающим правом, признанным международными договорами в области прав человека [135] и обязательствами перед ОБСЕ [136]. Это право включает в себя свободу демонстрировать свою приверженность определенной религии или убеждениям в составе общины, в том числе в рамках организаций, обладающих правосубъектностью [137]. Руководящие принципы относительно правосубъектности религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений, совместно опубликованные БДИПЧ и Венецианской комиссией Совета Европы, гласят, что: «Процедуры, предоставляющие религиозным общинам или общинам, придерживающимся определенных убеждений, доступ к получению статуса юридического лица, не должны предусматривать каких-либо обременительных требований», и что «законодательство не должно отказывать религиозным общинам или общинам, придерживающимся определенных убеждений, в получении статуса юридического лица на том основании, что среди учредителей общины есть иностранцы или неграждане, или что ее штаб-квартира находится за рубежом».[138]

89. Правовые организации религиозных общин также были обязаны пройти перерегистрацию в соответствии с российским законодательством с тем, чтобы продолжить свою организационную деятельность, в том числе аренду помещений, наем сотрудников или приглашение иностранных граждан для участия в их религиозной деятельности [139]. Примечательно, что только российские граждане имеют право регистрировать религиозные организации в качестве юридических лиц [140]. Первоначальный срок перерегистрации религиозных организаций, назначенный на 1 января 2015, был продлен сначала до 1 марта 2015 года, а затем до 1 января 2016 года в связи с тем, что религиозные организации сталкивались с трудностями при прохождении бюрократической процедуры подачи заявлений о регистрации [141].

90. Согласно сообщениям, основной технической проблемой, с которой сталкивались религиозные организации, желавшие пройти перерегистрацию, были обширные требования к документации, отсутствие необходимых юридических знаний и длинные очереди [142]. Те организации, которые сумели подладиться под структуру своих религиозных общин, зарегистрированных в России, смогли воспользоваться упрощенной процедурой перерегистрации [143]. Однако те организации, которые впервые проходили регистрацию в соответствии с российским законодательством, согласно сообщениям, были обязаны предоставить дополнительную информацию, такую как доктрина организации и политические взгляды [144].

91. На момент аннексии более 1400 религиозных общин были зарегистрированы в Крыму как юридические лица в соответствии с украинским законодательством, а 674 общин (в основном принадлежащих муфтияту) действовали неофициально, без регистрации [145]. До истечения первоначально установленного срока регистрации 1 января 2015 года по техническим причинам было отклонено 150 заявлений, в том числе все 20 заявлений от общины Свидетелей Иеговы. Также были отклонены заявления от католической общины, которая представила часть документов на украинском языке [146]. Российские власти сообщили, что в период с 1 января 2015 года и до истечения первого дополнительного срока 1 марта 2015 года перерегистрацию в соответствии с российским законодательством успешно прошли лишь 60 религиозных организаций (в том числе 9 общин) [147]. После истечения этого срока УВКПЧ сообщило о том, что заявления о перерегистрации подали менее 200 религиозных общин, и что на 8 мая 2015 года все также лишь 51 из них успешно прошли перерегистрацию (за исключением 9 религиозных общин). К 10 августа 2015 года на вебсайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации был опубликован список, состоявший из 53 местных религиозных организаций, зарегистрированных в Республике Крым и Севастополе (за исключением общин, зарегистрированных под эгидой московских юридических лиц с использованием упрощенной процедуры). [148]

1.10. Обобщение результатов

92. Период, последовавший за аннексией, характеризовался неизменным укреплением контроля со стороны де-факто правительства Крыма, в том числе путем оперативного применения новых и действующих законов Российской Федерации во всех сферах общественной и частной жизни в Крыму. Согласно имеющимся сведениям, жители Крыма, находившиеся во время аннексии в исправительных учреждениях или учреждениях социальной помощи, не имели возможности отказаться от автоматически присвоенного им российского гражданства. В результате распространения российского законодательства и гражданства на территории Крыма некоторые местные жители, которые хотели, но не могли отказаться от российского гражданства и получить статус постоянных жителей, или не желали брать российские паспорта, лишились возможностей для трудоустройства и доступа к социальным льготам. Это также привело к аннулированию их прав собственности и отмене регистрации частных предприятий, НПО, СМИ и религиозных организаций. В своем ежегодном отчете за 2014 год Уполномоченная по правам человека в Крыму отметила, что отсутствие российских паспортов создало проблемы жителям Крыма в плане трудоустройства и доступности социальных услуг, таких как: перерегистрация НПО и частных предприятий; кадастровые записи для осуществления сделок с имуществом; регистрация транспортных средств; и регистрация с целью соцобеспечения, включая пенсии и медицинское страхование.[149]

93. В соответствии с требованиями российского законодательства об обязательной перерегистрации юридических лиц процедуру перерегистрации успешно прошли не более 5 - 10 процентов от общего числа НПО, СМИ и религиозных организаций, которые ранее были зарегистрированы в соответствии с украинским законодательством. В некоторых случаях процедура перерегистрации была использована для того, чтобы исключить проукраинские организации и СМИ, что привело к значительному сокращению масштабов пространства гражданского общества, а также негативно сказалось на разнообразии взглядов. Европейский суд по правам человека постановил, что отказ или задержка в регистрации ассоциаций, в том числе при необходимости приобретения правосубъектности, могут являться нарушением свободы объединений. [150]

94. Руководящие принципы по свободе объединений, совместно опубликованные БДИПЧ и Венецианской комиссией, гласят, что «изменения в законодательстве об объединениях не должны автоматически влечь за собой требование о перерегистрации объединений». Однако даже если повторная регистрация необходима в исключительных случаях, когда планируется вступление в силу важных фундаментальных изменений, «если объединения не перерегистрируются, они должны иметь возможность продолжать свою деятельность, не считаясь при этом незаконными». [151]

95. Исключив деятельность тысяч НПО, организаций СМИ и религиозных организаций в Крыму (в том числе по причине гражданства их основателей) под предлогом требования об обязательной перерегистрации, де-факто власти открыли путь для нарушений прав и свобод, связанных со свободой объединений [152]. Как ранее отметили БДИПЧ и Венецианская комиссия, «свобода объединения тоже должна быть гарантирована – как инструмент, обеспечивающий всем гражданам возможность в полной мере пользоваться своим правом на свободу убеждений и свободу выражения мнения вне зависимости от того, осуществляются ли эти права индивидуально или в коллективном порядке». [153]

 

2. Гражданские и политические права

2.1. Свобода выражения мнений

100. Как Украина, так и Российская Федерация обязались в рамках одних и тех же международных соглашений в области прав человека гарантировать свободу выражения мнений без дискриминации, включая право всех людей иметь собственное мнение, получать и передавать информацию без вмешательства со стороны органов государственной власти. 158 Свобода выражения мнений включает в себя право средств информации собирать, передавать и распространять информацию, новости и мнения.159 Свобода выражения мнений необходима для реализации многих других прав человека и основных свобод, в том числе: свободы мирных собраний; свободы объединений; свободы мысли, совести и религии; права на участие в общественных делах; и права принимать участие в культурной жизни. [160]

2.1.3. Свобода средств массовой информации

120. Несмотря на самоцензуру канала «АТР», 24 сентября 2014 года из Центра по противодействию экстремизму поступил запрос на имя генерального директора «АТР» с требованием предоставить различные сведения о телестанции и ее отдельных сотрудниках. В запросе упоминались жалобы, якобы полученные ФСБ от Роскомнадзора в Крыму и Севастополе и содержащие следующие обвинения:

«Телеканал «АТР» изменил направление информационного контента данных СМИ и упорно закладывает мысль о возможных репрессиях по национальному и религиозному признаку, способствует формированию антироссийского общественного мнения, преднамеренно разжигают среди крымских татар недоверие к власти и ее действиям, что косвенно несет угрозу экстремистской деятельности». [195]

 

4. Положение общин национальных меньшинств 


4.1. Крымскотатарская община

4.1.1 Органы самоуправления крымских татар

229. В апреле и мае 2014 года многолетний лидер крымскотатарского народа и бывший председатель Меджлиса Мустафа Джемилев и советник председателя Меджлиса, генеральный координатор агентства «Крымские новости» (QHA) Исмет Юксель были объявлены персонами нон грата с запретом въезда Крым сроком на пять лет. Третьего мая 2014 года Джемилев попытался въехать на территорию Автономной Республики Крым, но был остановлен на административной границе Херсонской области. В поддержку Джемилева и в знак протеста против запрета на его въезд собралось около 2 000 крымских татар.

230. Пятого мая 2014 года де-факто прокурор Крыма объявила предупреждение председателю Меджлиса Рефату Чубарову, уведомляющее его, что Меджлис может быть запрещен на основании причастности к экстремистской деятельности в связи с событием 3 мая. Пятого июля, когда Рефат Чубаров находился вне территории Крыма, де-факто прокуратура Крыма вынесла постановление о запрете ему на въезд на полуостров сроком на пять лет.

231. Период с начала июля 2014 года был ознаменован волной «профилактических бесед» со стороны де-факто службы безопасности, предупреждений де-факто прокуратуры Крыма, допросов и задержаний крымскотатарских лидеров и активистов, основным мотивом которых были экстремизм, членство и участие в деятельности радикальных религиозных организаций или участие в незаконных собраниях. В течение этого периода власти, де-факто осуществляющие контроль в Крыму, опираясь на широкое толкование антиэкстремистского законодательства в Российской Федерации, объявили несколько «антиэкстремистских предупреждений» организациям и активистам, связанным с Меджлисом. Давление усилилось в преддверии местных выборов, организованных де-факто властями в сентябре 2014 года, в особенности после того, как крымскотатарская община в большинстве своем откликнулись на призывы лидеров Меджлиса бойкотировать их.

4.1.2. Религиозные организации крымских татар

242. Давление, оказываемое на крымскотатарские религиозные организации, имеет четко выраженные периоды усиления и ослабления. С июня по сентябрь 2014 года де-факто крымские правоохранительные органы провели обыски в мечетях и медресе (исламских школах) на всей территории полуострова и подвергли допросам десятки крымских татар, подозреваемых во владении запрещенными материалами экстремистского характера или в принадлежности к запрещенным, согласно законодательства Российской Федерации, религиозным организациям, таким как «Хизб ут-Тахрир». Многие из этих обысков были проведены в мечетях и медресе, находящихся в ведении Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК).

243. Двадцать четвертого июня 2014 года ФСБ провела обыск в медресе в селе Кольчугино Симферопольского района [380]. Тринадцатого августа 2014 года также были проведены обыски в трех медресе в Симферополе, в образовательном центре на проспекте Победы, в женском медресе в Каменке и в медресе Сеит-Сеттар [381].

244. Двадцать второго сентября 2014 года был проведен семичасовой обыск в мечети Дерекой в Ялте. 382 Против трех крымских татар – Руслана Зейтуллаева, Нури Примова и Рустама Ваитова – были выдвинуты обвинения в участии в экстремистских религиозных организациях по части 5 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации [383].

245. После первоначальной волны облав, которые устраивались в религиозных общинах, подконтрольных ДУМК, власти изменили свой подход к ним. В январе 2015 Сергей Аксенов, де-факто глава Республики Крым, публично признал чрезмерный характер обысков в домах религиозных крымских татар. Также, 17 февраля 2015 года городской суд Евпатории постановил, что мечеть Джума-Джами в Евпатории принадлежит ДУМК и что недавно образованная группа, отколовшаяся от ДУМК и называющая себя «Таврический муфтият», не имеет на нее прав. Таврический муфтият был основан бывшим руководителем религиозной общины Джума-Джами [384]. В конце февраля 2015 ДУМК была официально зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрации религиозных организаций.

246. Изменение политики де-факто власти по отношению к ДУМК скорее всего объясняется тем, что председатель ДУМК муфтий Эмирали Аблаев занимает более умеренную позицию и, что важно, является членом Меджлиса. В последнее время он воздерживался от прямой критики в адрес властей, де-факто осуществляющих контроль в Крыму, и принимал участие в официальных собраниях, организованных де-факто властями. [385]

4.2. Украинская идентичность и культура

263. Данные переписи населения, проведенной де-факто властями в октябре 2014 года, показывают меньшее число этнических украинцев и лиц с родным украинским языком в Крыму по сравнению с данными переписи населения, проведенной правительством Украины в 2001 году. Доля этнических украинцев составила 15,68% по сравнению с 24,12% в 2001 году; украинский язык как родной указан для 3,3% населения Крыма по сравнению с 9,55% в 2001 году. Русский был указан в качестве родного языка для 79,7% этнических украинцев [402]. Собеседники HRAM заявляют, что де-факто власти исказили эти данные, чтобы показать, что этнические украинцы не составляют значительную часть населения Крыма, и оправдать дальнейшее ограничение доступа жителей Крыма к украинскому языку и культуре. Они также утверждали, что многие жители Крыма боялись указывать свою принадлежность к этническим украинцам. [403]

264. Будущее Украинской православной церкви Киевского патриархата остается неопределенным. Сообщается, что де-факто глава Крыма Аксенов обратился к архиепископу Клименту с таким предложением: если архиепископ Климент станет членом Совета по делам религий Крыма, то земля и собственность Украинской православной церкви Киевского патриархата в Крыму будут защищены. Часть недвижимости, законно арендуемой Украинской православной церкви Киевского патриархата была уже выставлена на торги [404]. Срок регистрации религиозных общин в органах де-факто властей был продлен до 1 января 2016 года. Требование регистрации также касается и Украинской православной церкви Киевского патриархата.

265. Вскоре после аннексии Крыма Российской Федерацией в 2014 году были захвачены несколько храмов на территории бывших украинских военных баз. Это были церкви Украинской православной церкви Киевского патриархата, например, Церковь святого Климента в Нахимовской военно-морской академии в Севастополе и греко-католическая церковь [405]. Как сообщалось, Киевский патриархат заявляет, что пятеро из десяти ее священников в регионе были вынуждены покинуть Крым. Греко-католические священники также покинули Крым после этих захватов храмов, опасаясь за свою безопасность. [406]

4.4. Резюме выводов

292. Крымские татары и украинцы, которые открыто поддерживают территориальную целостность Украины и не поддерживают де-факто власти, по-прежнему находятся в особо уязвимом положении. Меджлис – орган самоуправления крымских татар – стал основной мишенью для административных и уголовных репрессий со стороны де-факто властей. Запугивание, выдворение или тюремное заключение ключевых лидеров Меджлиса крымскотатарского народа имеет пагубное воздействие на осуществление политических и гражданских прав лиц, принадлежащих к крымскотатарской общине. Недавно де-факто власти ввели жесткие ограничения права на свободу собраний для лиц, принадлежащих к крымскотатарской и украинской общинам, которые открыто выражали свою идентичность и несогласие с незаконной аннексией Крыма Российской Федерацией. Происходит ограничение или подавление культурных, религиозных и символических составляющих украинской идентичности путем применения различных административных и правоохранительных мер.

293. Образование на украинском языке и преподавание украинского языка в Крыму радикально сокращается из-за давления на администрации школ, учителей, родителей и детей с требованием прекратить обучение на украинском языке и изучение украинского языка. Это может дополнительно ограничить присутствие украинского языка и культуры на полуострове. Образование на крымскотатарском языке и преподавание крымскотатарского языка продолжает сталкиваться с препятствиями и новыми проблемами, возникшими в результате аннексии, и по-прежнему нуждается в поддержке и возрождении.

___________________
Ссылки на источники:

100. Интервью с ВПЛ из Крыма (Киев, 7 июля 2015 г.); интервью в НПО и правозащитниками в Киеве (9 июля 2015 г.); интервью с НПО в Одессе (10 июля 2015 г.). Опрашиваемые были осведомлены о фактах экспроприации гостиниц и заводов среди прочих предприятий. Подробный отчет о масштабах «национализации» имущества и предприятий с момента аннексии представлен в публикации УНЦПИ «Гражданство, земля и национализация собственности в условиях оккупации Крыма: дефицит прав» (3 июня 2015 г.), стр.11, Заключительный аналитический отчет, стр. 7. Также см. Украинский Хельсинский союз по правам человека, «Права человека на Украине – 2014 г.» (Харьков: 2015 г.), «Ситуация в АР Крым и права человека» (стр. 35–54), на стр. 47-49 («Крым: защита прав собственности»).

104. Интервью с Андреем Иванцом, заведующим отделом Администрации президента Украины по Крыму (Киев, 8 июля 2015 г.).

105. «Ассошиэйтед Пресс», «Crimea’s New Russian Overlords Are Seizing Thousands of Businesses» («Новые русские хозяева Крыма захватывают тысячи частных предприятий») (2 декабря 2014 г.), авторы: Лора Миллс и Джон-Тор Далбург; см. на сайте: http://www.businessinsider.com/crimeas-new-russian-overlords-are-seizing-thousands-of-businesses- 2014-12 ; информацию о конфискованных предприятиях см. на сайте: http://hosted.ap.org/interactives/2014/crimea

135. Среди прочего, статья 9 ЕКПЧ (сноска 19 выше) и статья 18 МПГПП (сноска 23 выше).

136. К примеру, государства-участники ОБСЕ обязались в Венском документе (1989 г.) «предоставлять по их просьбе объединениям верующих, исповедующих или готовых исповедовать свою веру в конституционных рамках своих государств, признание статуса, предусмотренного для них в их соответствующих странах». Итоговый документ Венской встречи (Третья встреча по итогам совещания в Хельсинки, 15 января 1989 г., Вена), п. 16.3.

137. БДИПЧ ОБСЕ и Венецианская комиссия, Руководящие принципы относительно правосубъектности религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений (Варшава: 4 февраля 2015 г.), п. 20; см. на сайте: http://www.osce.org/odihr/139046

138. Там же., пп. 25 and 29.

139. См. Федеральный закон России от 5 мая 2014 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третей Гражданского кодекса Российской Федерации» (дата вступления в силу 1 июля 2014 г.) на сайте: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162572/

140. См. статьи 8(1), 9(1) Федерального закона от 25 сентября 1996 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных ассоциаций» на сайте: http://legislationline.org/download/action/download/id/4379/file/RF_Freedom_of_Conscience_Law_1 997_am2008_en.pdf

141. Доклад УВКПЧ о ситуации с правами человека в Украине за май 2015 г. (сноска 112 выше).

142. Крымская полевая миссия по правам человека, «Краткий обзор ситуации в Крыму» (отчет за февраль 2015 г.), стр. 15 («Свобода совести и религии»).

143. См. сноску 139 выше.

144. Там же, в соответствии с приказом № 53 Министерства юстиции «О государственной религиоведческой экспертизе» (18 февраля 2009 г.).

145. См. Представление Министерства иностранных дел Российской Федерации в ЮНЕСКО (14 апреля 2015 г.) на сайте: http://russianunesco.ru/eng/article/2070 ); Крымская полевая миссия по правам человеёка, Краткий обзор ситуации в Крыму (отчет за февраль 2015 года), стр. 15 («Свобода совести и религии»); и Форум 18, «Крым: зарегистрирован лишь один процент религиозных организаций» ("Crimea: Only one percent of religious organisations re-registered”) (26 марта 2015 г.), см. на сайте: http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2050 .

146. Там же.

147. См. Представление Министерства иностранных дел Российской Федерации в ЮНЕСКО (14 апреля 2015 г.) на сайте: http://russianunesco.ru/eng/article/2070 ).

148. См. электронную базу данных регистрации Федеральной налоговой службы на сайте: http://egrul.nalog.ru/

149. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым за 2014 г. (сноска 43 выше), пп. 5, 12.

150. «Исмаилов против Азербайджана» (Ismayilov v Azerbaijan), постановление Европейского суда по правам человека (17 января 2008 г.).

151. БДИПЧ ОБСЕ и Венецианская комиссия, Руководящие принципы по свободе объединений (17 декабря 2014 г.), п. 166., см. на сайте: http://www.osce.org/odihr/132371. В документе приводится мнение Специального докладчика ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и о праве на ассоциацию о том, что: «Вновь принимаемые законы не должны обязывать все ранее зарегистрированные ассоциации регистрироваться повторно, с тем, чтобы существующие ассоциации были защищены от произвольных отказов или перерывов в их деятельности». Доклад Совету по правам человека ООН (Виды передовой практики, связанные с правом на свободу мирных собраний и правом на свободу объединений, UN Doc. A/HRC/20/27 (21 мая 2012 г.), п. 62.

152. Руководящие принципы по свободе объединений (п. 17, там же.) гласят: «Существует взаимосвязь между правом на свободу объединений и другими свободами и правами человека – например, свободой мнений и их выражения, свободой собраний и свободой мысли, совести и религии».

153. См. БДИПЧ ОБСЕ и Венецианская комиссия, Руководящие принципы правового регулирования деятельности политических партий (Варшава: БДИПЧ, 2011 г.), п. 37. См. на сайте: http://www.osce.org/odihr /77812.

160. Статьи 18, 21, 22 и 25 МПГПП (сноска 23 выше); статья 15 МПЭСКП (сноска 24 выше).

195. Письмо на имя генерального директора «АТР» из Центра по противодействию экстремизму МВД России (г. Симферополь, датированное 24 сентября 2014 г.).

380. Служба новостей Форум 18: Felix Corley, Crimea: Raids, violence, threats – but what protection do victims get [Крым: Облавы, насилие, угрозы — а какая защита предоставляется жертвам]? Доступно на: http://www.forum18.org/archive.php?article_id=1972

381. Служба новостей Форум 18: Felix Corley, Crimea: First known Russian religious literature "extremism" prosecution [Крым: Первое известное судебное преследование по законам РФ по делу о религиозной литературе «экстремистского» содержания], доступно на: http://www.forum18.org/archive.php?article_id=1989. В этой статье также сообщается о других облавах и обысках, которые проводились в течение лета 2014 года.

382. Ялтинскую мечеть «трясли» 7 часов, новостное сообщение, 23 сентября 2014 г.. доступно на: http://15minut.org/article/jaltinskuju-mechet-trjasli-7-chasov-v-musulmanskij- hram-siloviki-voshline-snim-2014-09-23-18-59-09

383. Е. Сковорода, «Боюсь, что будет не один десяток обвиняемых», новостное сообщение, 18 марта 2015 г., доступно на: http://zona.media/story/crimean-tatars-persecution/

384. Таврический муфтият позиционирует себя как прокремлевскую и оппозиционную к ДУМК религиозную общину. В своих публичных заявлениях он обвиняет ДУМК в «связях с Хизб ут- Тахрир и Меджлисом». См, например, Обращение Президенту Российской Федерации В.В. Путину, 27 марта 2015 г., доступно на: http://cdumk.ru/novosti/175-obrashchenie-prezidenturossijskoj-federatsii-v-v-putinu

385. Предположительно, муфтий Эмирали Аблаев негласно помогал отдельным крымским татарам, арестованным де-факто властями, договариваясь об их освобождении на поруки. Например, согласно сообщениям, один из подозреваемых по делу 26 февраля, оператор телеканала ATR Эскендер Набиев, был освобожден из-под стражи под личные гарантии муфтия Эмирали Аблаева.

402. Статистические данные об этническом составе населения Крыма, приведенные де-факто властями, доступны на: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/perepis_krim/tabkrim.htm

403. Интервью с Андреем Щекуном.

404. Архиепископ Климент: За Россию стоит Путин, за крымских татар – весь мир, за украинцев в Крыму – никто (интервью с архиепископом Климентом), 3 июня 2015 г., доступно на: http://ru.krymr.com/content/article/27051858.html

405. Crimea: Religious freedom survey [Крым: Обзор на тему свободы вероисповедания], март 2015 года, автор: Felix Corley, Служба новостей Форум 18, доступно на http://www.forum18.org/archive.php?article_id=2051

406. Там же.

Подписывайтесь на страницу ИРС в Facebook и Twitter – экспертный взгляд на законодательство и религиозную жизнь в Украине и мире!
Институт религиозной свободы, Киев
www.irs.in.ua
 
УкраїнськаРусский

Контакты

Почтовый адрес:
Украина 01001, 
г. Киев-1, а/я 471–В
Институт религиозной свободы
Отправить письмо в ИРС