Новая редакция проекта № 4128 требует коррекции в интересах всех церквей |
![]() |
![]() |
![]() |
16.01.2019 20:01 |
![]() Одобренный Комитетом законопроект № 4128-д по изменению религиозными общинами подчиненности, который фактически является новой редакцией проекта № 4128, имеет существенные недостатки, которые требуют устранения при подготовке ко второму чтению. Об этом Институт религиозной свободы заявил в среду после заседания Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности, который рекомендовал парламенту принять существенные изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» сразу в целом – без рассмотрения во втором чтении. Законопроект № 4128-д был зарегистрирован в парламенте в этот же день, 16 января (авторы – Н.Княжицкий, И.Подоляк, В.Еленский), и по сути является новой редакцией проекта № 4128, по которому ранее ИРС высказал ряд замечаний в своем экспертном комментарии. Одним из самых больших недостатков законопроекта № 4128-д является введение новой перерегистрации всех религиозных организаций из-за требования привести их уставы в соответствие с новым законом в течение года с момента его вступления в силу. Следует напомнить, что перерегистрация религиозной организации требует нотариального заверения каждой подписи на новой редакции устава и на протоколе общего собрания религиозной организации, что повлечет огромные финансовые затраты для верующих. Правозащитники отмечают, что в такой деликатной сфере, как изменение порядка регистрации религиозных организаций, нельзя действовать поспешно, ведь закон повлияет на деятельность более 35 тысяч религиозных организаций различных конфессий. Кроме этого, предлагаемые изменения разрабатывались без участия общественности, в частности заинтересованных религиозных организаций, и на момент заседания Комитета не были опубликованы для широкой общественности. Институт религиозной свободы призывает Верховную Раду учесть такие юридические замечания при подготовке законопроекта № 4128-д ко второму чтению: 1. Новая редакция законопроекта сохранила положение о возможности внесения изменений и дополнений в уставы религиозных организаций, что противоречит п.11 ч.1 статьи 15 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», который предусматривает государственную регистрацию только новой редакции устава юридического лица. 2. Положения законопроекта о том, что "решение об изменении подчиненности и внесения соответствующих изменений в устав принимаются не менее чем двумя третями от количества членов религиозной общины" невозможно будет реализовать на практике в тех религиозных общинах, которые не имеют фиксированного членства, а функции общих сборов выполняют приходские советы или другие подобные органы управления. 3. Положения законопроекта о том, что "решение об изменении подчиненности и внесения соответствующих изменений в устав заверяется подписями членов соответствующей религиозной общины, присутствующих на таком общем собрании", невозможно будет реализовать на практике в многочисленных религиозных общинах с десятками, сотнями или тысячами членов, подписи которых необходимо заверять нотариально за соответствующую плату за каждую подпись. Следует отметить, что подлинность подписей на протоколе общего собрания религиозной общины, которым утверждается новая редакция устава, должна быть нотариально удостоверена в соответствии с п.6 ч.1 статьи 15 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований». При этом отмену этого требования Верховная Рада не поддержала во время рассмотрения законопроекта № 6642 в сентябре 2018 года. Читайте также: Регистрация церквей по-новому 4. Дополнение к действующей ч.3 статьи 8 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» являются нецелесообразными и такими, которые могут привести к неоднозначному толкованию органами власти на практике, а затем – к коррупции. Поскольку законопроект не дает ответа, будут ли определенные виды деятельности религиозной общины отныне расцениваться как деятельность юридического лица, а также каким образом и какие органы власти религиозная община должна уведомить о своем создании "в случае осуществления деятельности в качестве юридического лица". 5. Изменяя порядок регистрации уставов религиозных организаций, законопроект № 4128-д не дает ответа относительно правового статуса лиц, которые выступили учредителями религиозной общины и подали документы на регистрацию (не менее 10 человек): утрачивают ли они статус учредителей после государственной регистрации, следует ли при отсутствии одного из учредителей заменить его другим лицом, имеют ли учредители какие-то полномочия в управлении религиозной общиной и по оформлению учредительных документов? 6. Вновь созданная религиозная община не сможет выполнить требование ч.4 статьи 14 Закона (в редакции проекта № 4128-д) по представлению "надлежащим образом заверенной копии документа о праве собственности или пользования помещением", поскольку, еще не приобретя статус юридического лица, религиозной общине невозможно иметь какие-либо имущественные права. 7. Безальтернативное требование для монастырей, религиозных братств, миссионерских обществ (миссий), духовных учебных заведений подать документы о подтверждении права собственности или пользования помещением, по адресу которого указывается их местонахождение, является неоправданно отягчающей преградой для их религиозной деятельности. 8. Требование законопроекта подавать на регистрацию вместе с новой редакцией устава религиозной общины также список участников общего собрания является, с одной стороны, является неоправданным вмешательством во внутренние дела религиозной общины, нарушением права верующих на конфиденциальность относительно их религиозных взглядов и, с другой стороны, чрезмерно отягчающим условием сохранения статуса юридического лица. "Процедуры, которые предоставляют религиозным общинам... доступ к получению статуса юридического лица, не должны предусматривать обременительных требований. Среди таких требований, которые не соответствуют международному праву, можно назвать... требование, чтобы заявление о регистрации было подписано всеми членами религиозной организации", – отмечается в п. 25 «Рекомендаций по правосубъектности религиозных общин и общин, придерживающихся определенных убеждений», выданных ОБСЕ/БДИПЧ в 2015 году. 9. Требование законопроекта подавать "оригинал или надлежащим образом заверенную копию действующей на дату подачи документов редакции устава" невозможно выполнить для тех религиозных организаций, уставы которых государственный регистратор опубликовал в электронной версии на портале Министерства юстиции без предоставления заверенного оригинала. Поскольку в этом случае религиозные организации могут предоставить при перерегистрации только код доступа к результату предоставления административной услуги (код доступа к электронной версии их устава). 10. Законопроект № 4128-д предусматривает, что одной из причин возвращения поданных на регистрацию документов без рассмотрения является "оформление их без соблюдения установленных требований". Однако при этом не указывается, ограничиваются ли эти требования Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях», или другими законами, или собственными требованиями центральных или местных органов государственной власти. 11. Проект предусматривает, что органы власти при рассмотрении представленного на регистрацию устава могут предлагать религиозной организации в пределах сроков, установленных законом, устранить выявленные недостатки. Однако при этом не указывается, каким образом орган государственной власти сообщает об этом религиозной организации (по телефону, электронной почте или письмом) и в какой форме излагает свои замечания (устно или письменно). 12. В законопроекте отсутствует норма о том, что органы власти в случае принятия решения о возвращении поданных на регистрацию документов без рассмотрения или об отказе в регистрации устава должны предоставить религиозной организации письменное заключение с исчерпывающим перечнем замечаний к представленным документам со ссылкой на конкретные нормы законодательства Украины, которые соблюдены, и четким объяснением в чем именно заключается несоблюдение законодательства. 13. Законопроект также не дает ответа, могут ли религиозные общины входить в состав сразу нескольких религиозных объединений или учреждать межконфессиональные религиозные объединения, что практикуется в настоящее время в Украине. 14. Абзацы 15, 27-31 статьи 8 Закона (в редакции законопроекта № 4128-д) содержат терминологические ошибки, поскольку ошибочно используется понятие "религиозная организация" вместо конкретных видов религиозных организаций. 15. Поправки к статье 18 Закона о запрете "совершать любые действия, следствием которых может стать отчуждение имущества религиозной организации, в частности его продажа, обмен, залог, установление ипотеки, бесплатная передача в собственность и управление другим лицам до завершения процедуры изменения подчиненности" имеют существенные технико-юридические недостатки. В частности, не определяют четко момент начала и завершения процедуры изменения подчиненности религиозной организации, а также не содержат правового механизма реализации этого запрета на практике. 16. Неправомерным является требование законопроекта № 4128-д о представлении религиозной общиной при перерегистрации "оригинала свидетельства, выданного органом регистрации устава", поскольку законодательство Украины никогда не устанавливало и не устанавливает сейчас такого документа как "свидетельство о регистрации устава религиозной организации", а поэтому органы власти не вправе требовать предоставления этого документа. "Учитывая имеющиеся существенные недостатки, которые содержат риски для ограничения религиозной свободы и осложнения религиозной деятельности в Украине, призываем Верховную Раду учесть замечания к проекту Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (о подчиненности религиозных организаций и процедуре государственной регистрации религиозных организаций со статусом юридического лица), рег. № 4128-д, во время его подготовки ко второму чтению", – отмечает ИРС в обращениях к Председателю Верховной Рады и руководству парламентских фракций. Кроме этого, проект № 4128-д содержит ряд дополнений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» с целью внедрения "единого окна" для регистрации религиозных организаций как юридических лиц. Для лучшей доработки этого законопроекта ко второму чтению ИРС предлагает привлечь Рабочую группу по обобщению предложений, наработок и подготовки проектов законодательных актов о свободе совести в Украине, созданную 25.11.2015 года при Комитете по вопросам культуры и духовности, а также заинтересованных представителей Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, других конфессий. Институт религиозной свободы, Киев |