Президент В.Янукович ликвидировал Госкомнацрелигий. Что дальше: изменение Закона о свободе совести? |
![]() |
![]() |
![]() |
10.12.2010 12:48 |
Первый взгляд на решение Президента В.Януковича ликвидировать Госкомнацрелигий и изменить ответственных за политику в сфере религии Специально для РИСУ Максим ВАСИН – исполнительный директор Института религиозной свободы, магистр права ![]() Сферы межнациональных отношений и защиты прав национальных меньшинств Украины, которыми занимался Госкомнацрелигий, также отошли в ведение указанного Министерства. В свою очередь Министром культуры Украины другим Указом № 1113/2010 Президент назначил Михаила Кулиняка. До этого времени он возглавлял Министерство культуры и туризма Украины, которое подверглось реорганизации. Среди прочего Президент Виктор Янукович поручил Правительству "решить в установленном порядке вопрос о ликвидации Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали". Напомним, что функционирование указанной Комиссии предусмотрено Законом Украины «О защите общественной морали». Указанные изменения произошли в рамках административной реформы, которую инициировал Глава государства, с целью оптимизации системы государственного управления и расходов на содержание государственных учреждений. Однако следует посмотреть на то, как эти изменения могут повлиять на религиозную ситуацию, деятельность Церквей и верующих в контексте действующего законодательства Украины. Следует заметить, что статьей 30 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» предусмотрено функционирование государственного органа Украины по делам религий. Основной задачей этого органа Закон определяет обеспечение проведения государственной политики в отношении религий и церкви. Кроме этого, согласно Закону на государственный орган по делам религий возложены следующие функции:
В то же время, согласно статье 14 Закона регистрация уставов (положений) религиозных организаций находится в компетенции государственного органа по делам религий, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а в Республике Крым – в компетенции Правительства Республики Крым. Таким образом, Указ Президента Украины №1085/2010 на данный момент противоречит действующему Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», а именно – в части передачи функции по регистрации уставов религиозных организаций Государственной регистрационной службе Украины. В свою очередь это создает основания для поспешного внесения изменений в данный Закон, без надлежащей их проработки и без согласования с религиозной общественностью. Однако Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций и другие межконфессиональные объединения неоднократно выступали против внесения каких-либо изменений в Закон о свободе совести и религиозных организациях. По их мнению, законотворческий процесс в нынешних условиях содержит опасность сужения религиозной свободы в Украине. Стоит отметить, что центральные органы исполнительной власти, которые ликвидируются или реорганизуются, согласно Указу Президента будут продолжать выполнение своих функций до завершения административной реформы. При этом Кабинету Министров Украины предоставлено 2 месяца для того, чтобы разработать проекты положений реорганизованных центральных органов исполнительной власти и представить предложения о внесении изменений в акты законодательства, вытекающие из содержания Указа. Институт религиозной свободы, г.Киев www.irs.in.ua |