РЕЗОЛЮЦИЯ Круглого стола «Диалог между властью и конфессиями в контексте европейской системы ценностей» 20 декабря 2010 г., Киев 
Участники Круглого стола на тему «Диалог между властью и конфессиями в контексте европейской системы ценностей», который состоялся в Киеве при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра и при участии Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, Института религиозной свободы, представителей органов власти и экспертов, с целью привлечь внимание государственных, общественных институций, политических партий и всей общественности, пришли к следующему: Украина – глубоко религиозное и многоконфессиональное общество - Украинское общество справедливо считается одним из наиболее религиозных среди других стран Европы. Согласно социологическим исследованиям около 90% украинцев считают себя верующими людьми, отождествляя себя с той или иной конфессией или оставаясь внеконфессиональными.
- За почти 20-летний период законодательного обеспечения религиозной свободы в Украине возродилась, стремительно развилась и, в основном, сформировалась сеть религиозных организаций, которая и дальше продолжает увеличиваться. По официальным данным Госкомнацрелигий, на начало 2010 года в Украине насчитывалось свыше 35 000 религиозных организаций.
- Конфессиональное многообразие Украине обусловливается наличием 55 вероисповедных направлений. При этом наблюдается разный уровень конфессиональных предпочтений украинцев в зависимости от того или иного региона.
- В контексте указанного актуальным является принцип, провозглашенный Президентом Украины В.Януковичем на учредительном заседании Общественного гуманитарного совета (13 мая 2010 года) о том, что "для Украинского государства все церкви и религиозные организации равны и одновременно родные".
Конфессиональное многообразие и его правовое обеспечение – объединяющий фактор в обществе - Европейский опыт свидетельствует, что отказ государства обеспечивать равные возможности для представителей различных религиозных общин в результате приводит к пренебрежению объединительным потенциалом конфессионального многообразия, а взамен несет в себе риски эскалации межконфессиональной вражды, недоразумения и в конечном итоге может бросить общество в открытое противостояние на религиозной почве.
- За последние пятнадцать лет в Украине был найден хрупкий баланс межконфессионального согласия, который позволил перейти от открытого противостояния сторонников различных религиозных объединений к толерантному сожитию и даже сотрудничеству в общих вопросах государственно-конфессиональных отношений, социального служения, образовательно-воспитательной деятельности и защиты общественной морали.
- В значительной степени этому способствовал действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» 1991 года, который создал надлежащие демократические условия для свободного развития сети религиозных организаций и способствует межконфессиональному миру, а также Конституция Украины, принятая в 1996 году.
- Не менее важную роль в этом также сыграл и продолжает играть Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций, который в качестве межконфессионального консультативно-совещательного органа является площадкой для взаимопонимания представителей 18 конфессиональных направлений, представляющих более 95% религиозной сети Украины.
- За период независимости Украины для утверждения в обществе религиозной свободы и принципов толерантности, равенства и взаимоуважения особое значение имели встречи руководства государства с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. Такие встречи всегда были плодотворными и потому обрели традиционный и регулярный характер.
Современные вызовы для религиозной свободы и межконфессионального согласия в Украине- Отсутствие на протяжении последнего года определенности относительно диалога на высшем государственном уровне с религиозным сообществом, которое широко представляет Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций.
- В 2010 году наблюдались неединичные факты осложнений межконфессиональных отношений по существующим конфликтными линиями, которые до сих пор находились в латентном состоянии, что часто было обусловлено действиями представителей местной власти в интересах и в пользу только одной конфессии и при отсутствии диалога с другими.
- Ликвидация Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий в процессе административной реформы, к сожалению, состоялась без предварительных консультаций с представителями религиозного сообщества, что не согласуется с европейской демократической практикой участия общественности в процессе разработки и принятия властных решений.
- В условиях, существующих в Украине сложных отношений между конфессиями отказ государства от профильного органа власти, который согласно Закону имеет задачу "содействовать укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий" представляется необоснованным.
- Начатая в Украине административная реформа привела к распылению функций Госкомнацрелигий между Министерством культуры и Государственной регистрационной службой, что исходя из уже четвертой за последние пять лет реорганизации очевидно приведет к снижению профессионального уровня и работоспособности соответствующего государственного органа, а также создает основания для изменений в действующем законодательстве о свободе совести и религиозных организациях.
- В существующих условиях любые сдвиги в базовом законодательстве и государственной политике в сфере свободы вероисповедания могут привести к непредсказуемым последствиям.
Учитывая сформированную веками многоконфессиональность украинского общества и существующие вызовы, ПРИЗЫВАЕМ Президента Украины, Кабинет Министров Украины, Верховную Раду Украины: - Предпринять дальнейшие действенные шаги в направлении налаживания постоянного и конструктивного диалога с представителями различных конфессий, реализуя закрепленные Конституцией и законами Украины принципы свободы вероисповедания и равенства религиозных организаций перед государством и законом.
- На данном этапе без согласования с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций не вносить изменений в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» с целью сохранения существующего баланса в межконфессиональных отношениях и высокого уровня обеспечения религиозной свободы.
- Обратить внимание на необходимость проведения в Украине единой государственной политики в сфере религии, обеспечивая равные права и возможности для всех конфессий в Украине, как это гарантируется Конституцией Украины, действующим законодательством о свободе совести и религиозных организациях и в духе проекта Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине, разработанной представителями научной, религиозной и правительственной составляющими украинского общества в 2003 году. С этой целью в рамках проведения административной реформы предлагаем сохранить единый государственный орган по делам религий (включая функцию по регистрации религиозных организаций), существование и задачи которого определены действующим Законом Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
- Сохранить Национальную экспертную комиссию Украины по вопросам защиты общественной морали, а также обеспечить ее надлежащее финансирование и функционирование, поскольку развитие общества невозможно без утверждения в нем высоких общечеловеческих моральных ценностей.
_________________ |